Основы алгоритмизации и программирования

Комплексное изучение программирования от базовых концепций до объектно-ориентированного подхода и разработки приложений

О курсе

Этот курс предназначен для последовательного освоения программирования от основ алгоритмизации до создания полноценных приложений. Вы изучите типы данных, операторы языка, работу с массивами и файлами, освоите подпрограммы и рекурсию. Курс завершается глубоким погружением в объектно-ориентированное программирование и разработку оконных и игровых приложений с использованием современных интегрированных сред разработки.

Целевая аудитория Студенты специальности "Разработчик веб и мультимедийных приложений"
Формат 4 раздела, лекции, практические работы, проекты
Итог Дифференцированный зачёт и навыки создания приложений
01

Введение в программирование

Цель раздела — познакомиться с эволюцией языков программирования, изучить основные типы данных и понять жизненный цикл программы. Вы освоите среду разработки, поймёте различия между компиляторами и интерпретаторами, а также изучите характеристики программного продукта и основные этапы решения задач.

Ключевые темы

  • Развитие языков программирования и обзор современных языков
  • Области применения различных языков программирования
  • Стандарты языков программирования и среды проектирования
  • Компиляторы и интерпретаторы: различия и применение
  • Жизненный цикл программы от разработки до эксплуатации
  • Программа и программный продукт: основные характеристики
  • Типы данных: простые, производные и структурированные
Практическая работа: Знакомство со средой программирования. Установка и настройка интегрированной среды разработки (IDE). Создание первого проекта, изучение интерфейса среды, настройка параметров компилятора. Написание простейшей программы "Hello World" и её компиляция.
02

Программирование на алгоритмическом языке

Изучение основных операторов языка программирования, освоение работы с различными структурами данных и алгоритмами. Вы научитесь создавать линейные, разветвляющиеся и циклические программы, работать с массивами, строками и файлами. Этот раздел включает максимальное количество практических работ для закрепления навыков программирования.

Ключевые темы

  • Операции и выражения: правила формирования и вычисления
  • Структура программы, ввод и вывод данных
  • Операторы присваивания, составные и условные операторы
  • Циклы: с постусловием, предусловием и параметром
  • Одномерные и двумерные массивы: объявление и обработка
  • Работа со строками: функции обработки текста
  • Множества, записи и файлы последовательного/прямого доступа
Практическая работа: 14 практических занятий, охватывающих все типы программ: линейные алгоритмы, разветвляющиеся программы с условиями, все виды циклов. Работа с одномерными и двумерными массивами, обработка строк, операции с множествами. Изучение файлов последовательного доступа, типизированных и нетипизированных файлов. Завершается решением комплексных задач, объединяющих все изученные концепции.
03

Подпрограммы и модульное программирование

Освоение принципов модульного программирования через изучение процедур и функций. Вы поймёте механизмы передачи параметров, область видимости переменных, научитесь создавать рекурсивные алгоритмы и организовывать программы в виде модулей для повышения читаемости и переиспользования кода.

Ключевые темы

  • Общие сведения о подпрограммах: определение и вызов
  • Область видимости и время жизни переменных
  • Механизм передачи параметров: по значению и по ссылке
  • Организация функций и возврат значений
  • Рекурсия: принципы и программирование рекурсивных алгоритмов
  • Модульное программирование: понятие и структура модуля
  • Компоновка программы и стандартные модули
Практическая работа: Создание и использование процедур для структурирования кода. Разработка пользовательских функций с различными типами параметров. Программирование рекурсивных алгоритмов (факториал, числа Фибоначчи, обход структур). Создание собственных модулей с процедурами и функциями, изучение принципов модульной архитектуры программы.
04

Объектно-ориентированное программирование

Глубокое изучение парадигмы объектно-ориентированного программирования (ООП) и освоение интегрированной среды разработки. Вы познакомитесь с базовыми принципами ООП — инкапсуляцией, наследованием и полиморфизмом, научитесь создавать классы и объекты, работать с событиями и компонентами. Раздел включает разработку оконных и игровых приложений.

Ключевые темы

  • История ООП и базовые понятия: объект, класс, интерфейс
  • Принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм
  • Классы объектов, компоненты и их свойства
  • Событийно-управляемое и компонентно-ориентированное программирование
  • Интегрированная среда разработки: интерфейс и возможности
  • Формы и управляющие элементы: создание пользовательского интерфейса
  • Проект: состав, выполнение, настройка и отладка
Практическая работа: Изучение интегрированной среды разработчика и её возможностей. Создание простых проектов с использованием форм и стандартных компонентов. Разработка проектов с расширенным функционалом, использование различных компонентов управления. Создание функционального интерфейса приложения с меню, кнопками и элементами ввода. Разработка функциональной схемы работы приложения. Создание игрового приложения с графикой и обработкой событий. Финальный проект: оконное приложение с несколькими формами и комплексная разработка игрового приложения.

Итоговая аттестация

По завершении курса вы пройдёте дифференцированный зачёт, который включает демонстрацию финального проекта или выполнение комплексного практического задания. Это позволит продемонстрировать полученные знания и навыки программирования: от понимания базовых алгоритмов до создания полноценных объектно-ориентированных приложений с графическим интерфейсом. Успешная сдача зачёта подтвердит вашу готовность к профессиональной разработке программного обеспечения и созданию веб и мультимедийных приложений.

Вернуться на главную